О Монтессори-методе

Выдержка из "Общеобразовательной программы дошкольного образования "Детский сад по системе Монтессори":

Основные концептуальные положения и педагогические принципы системы Монтессори, ее представления о ребенке.

В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит философская идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находитсяВ основе педагогической системы Марии Монтессори лежит философская идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится. Именно ребенку принадлежит ведущая роль в собственном развитии. С рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и способностями реализовать их. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для всех людей законами развития, и в тоже время под влиянием его неповторимой индивидуальности.

Существование базисных потребностей человека – потребности в пище, тепле, сне, в физической и психической безопасности, в принятии и уважении, а также принадлежности к социальной группе и самореализации, требует создания необходимых организационно-педагогических условий для их удовлетворения и профессионального ухода за детьми и сопровождения в их жизнедеятельности.

По мере взросления ребенок реализует эти потребности через решение жизненных задач, которые лежат в основе возрастной периодизации, предложенной Марией Монтессори. Она считала, что ребенок обладает важным свойством — «впитывающим разумом», то есть способностью запечатлевать увиденное, запоминать спонтанно сигналы из окружающей обстановки. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Задача взрослых — создать условия для такого «впитывания».

«Впитывающий разум» – это особый, присущий только детям до 6 лет механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому, ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.

Свойства «впитывающего разума» можно наблюдать, предоставив детям специально-подготовленную среду, состоящую из стимулов для его проявления и, создав благоприятную атмосферу для спонтанной деятельности ребенка в ней. Такие условия предполагают свободу движений и выражения чувств ребенка, свободу выбора упражнений и темпа деятельности, а также свободу социальных взаимодействий и контактов.

Принципы педагогической системы М. Монтессори.

Принцип возрастной периодизации.

Человек рождается на свет с уже организованной структурой «впитывающего разума», который развивается опосредованно.

В период от рождения до 3-х лет ребенок «впитывает» свое окружение с помощью органов чувств (вкус, осязание, обоняние, зрение, слух). Через окружающую среду на уровне бессознательного, он вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движение человека, культуру, религию, отношение к нему людей, прежде всего родителей и близких людей. Он хотел бы трогать предметы, которые видит и слышит как называют их взрослые и хотел бы много и разнообразно двигаться.

В период от 3-х до 6 лет М. Монтессори называла ребенка «строителем самого себя». Он хотел бы самостоятельно выбирать предмет своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого.

В период от 6 до 9 лет – ребенок становится «лаборантом - исследователем» окружающего мира. Происходит его ориентация на мир посредством собственной деятельности. С помощью воображения ребенок создает его целостную картину. Это период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми. Ребенок готов к решению проблемных задач, способен сопоставлять, интегрировать и дифференцировать предметы и явления.

Принцип сенситивных периодов от рождения до школы.

Сенситивные периоды роста – это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования. К восприятию того или иного объекта или субъекта, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса и в течение определенного узкого периода времени. Сенситивные периоды длятся определенное время, и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. В то же время взрослым  необходимо максимально учитывать момент сенситивных периодов и обеспечивать условия их успешного протекания.

Среди основных сенситивных периодов детства М. Монтессори выделяла:

Сенситивный период развития речи (от рождения до 6лет).

  • 2 – 3 года наивысшая точка расширения словарного запаса и освоение фразовой речи.
  • 3 – 4 года ребенок осваивает буквы как символы звуков.
  • 4 – 4,5 года время спонтанного письма.
  • 5 – 6 лет ребенок читает без принуждения

Сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет).

Ребенок обладает всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет и даже в утробе матери, но предоставив ему с первых дней жизни возможность деференцировать и развивать («утончать») свои чувства мы способствуем развитию его разума. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни», - говорит М. Монтессори.

Сенситивный период развития  движений (от рождения до 6 лет).

На первом году жизни ребенок пытается с помощью движений овладеть своим телом. Центральным пунктом этой фазы является момент первого шага, т.е. начало прямохождения. Начиная с 6 месяцев, ребенок активно интересуется предметами и совершает разнообразные действия с ними: внутрь-наружу, тяни-толкай и др., постепенно овладевая  все более тонкими движениями пальцев рук. Ближе к 6 годам наблюдается стремление ребенка к совершенствованию мускульной системы, овладение своим телом. Ребенок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, особенно интенсивно напрягая мышцы.

Сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1,2 до 6 лет).

Человека отличает от других живых существ использование руки как ведущего инструмента умственного развития. Рука - тонкий сложный орган, позволяющий разуму вступить в отношения с окружающим миром. Движения рук и развивающаяся речь ребенка тесно связаны между собой и являются «интеллектуальными». Следуя своим наблюдениям, М. Монтессори использовала в создании дидактических материалов для детей этого возраста различные коробочки с мелкими предметами - бусинами, фишками, стерженьками. Она предлагала детям действовать с ними и называть их.

Пик интереса детей к мелким предметам связан с потребностью ребенка в интенсивном развитии мускулов пальцев рук и приходится на возраст 2,5 - 4 года.

Сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 6 лет).

Природа взрастила в ребенке чувствительность к порядку, чтобы построить его внутренний разум. М. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, ориентируясь по его элементам, а в дальнейшем она завоевывает его целиком. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка. Ребенку необходимы:

  • Порядок в окружающем пространстве /порядок положения вещей/
  • Порядок во времени /определенный режим/
  • Порядок во взаимоотношениях с окружающими.

Сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет).

Ребенка интересует формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, этикет, ярко проявляет свой характер с другими людьми. Его поведение корректируется средой общения, атмосферой и укладом жизни в группе, внешним ритмом, который становится внутренней потребностью. происходит интенсивное впитывание культуры и религии.

Принцип актуального и ближайшего развития

Специально-подготовленная среда детского сада Монтессори содержит множество дидактических материалов, упражнения с которыми имеют 2 цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т.е. способность к самостоятельному действию. Косвенная же цель, (неосознанная ребенком) работает на зону его ближайшего развития (термин Л. В. Выготского).

В 20-х годах Лев Семенович Выготский объяснил процесс формирования спонтанных понятий у человека. Он видел движение ребенка от зоны его актуального развитие к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированию. Он писал, что зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно и тем, на что он способен с помощью учителя.

Принцип свободной работы детей в специально-подготовленной среде

Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли М. Монтессори открыть «феномен поляризации внимании», из которого она делает вывод о свободном саморазвитии детей и способах организации их работы в специально-подготовленной среде. Создав развивающую среду, и, перейдя в роль наблюдателя или помощника детей, педагог передает всю активность детям. Это и есть важнейшее условие для обретения ребенком независимости от взрослого. А независимость и самостоятельность – есть основа человеческого достоинства.

М. Монтессори понимает свободу ребенка не как вседозволенность и  отсутствие границ, а как свободу целенаправленной деятельности и познания. Человек не может быть полностью свободным, если он мешает жить другим людям. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия человека направлены к определенной цели и сопровождаются внутренней концентрацией. Направленным действиям надо учится. Л.С. Выготский считал, что обучение идет впереди развития. А М. Монтессори требовала максимально строгих презентаций окружающих ребенка предметов. Фундаментальным для М. Монтессори является требование иметь в классе только один материал данного типа. Все же вместе они составляют десятки предметов несущих строго определенную функцию. Это материалы для освоения навыков жизненной практики, специальные пособия для развития сенсомоторики,  речи и письма, математического мышления. Все эти материалы помогают ребенку в освоении окружающего мира. Одним из важнейших свойств материалов Монтессори, с точки зрения современной психологии, является их ИЗОМОРФНОСТЬ. То есть структура каждого дидактического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка.

Принцип разновозрастности детской группы.

В разновозрастном общении и взаимодействии детей обеспечивается эффект социального развития - достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает человека способным брать на себя ответственность за свое поведение в определенных жизненных обстоятельствах.

Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Когда ребенок вступает во взаимодействие как младший, включается механизм подражания, происходит ориентация на «зону его ближайшего развития». Когда ребенок вступает во взаимодействие с другими как старший, включается механизм «социального взросления». Известно, что дети всегда стремятся ощутить, подчеркнуть свою взрослость, выполняя роль старшего.

Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год - сильным, умным, справедливым. Со временем ребенок постепенно осваивает все сложные и направленные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела.

Важными результатами общения и взаимодействия детей 3-6 лет является формирование таких значимых социальных качеств, как:

  • умение предложить помощь и попросить о помощи;
  • эмоциональная отзывчивость, сопереживание другому, забота о тех, кто в ней нуждается;
  • учет и принятие особенностей другого человека, а, следовательно, – терпимость и толерантность;
  • адекватная самооценка;
  • уверенность в своих силах, осознание своей значимости;
  • коммуникативные навыки разных уровней и видов и др.

                                                   

                                                     Результаты Монтессори-образования:

  • Самостоятельность

Выбор самостоятельной работы, проявление заботы об окружающей среде, заботы о себе и других в классе, позволяют ребенку прочувствовать, также свою значимость. С помощью тщательно подготовленной среды, чуткого руководства педагога, ясных правил группы, самостоятельного выбора деятельности - ребенок обретает собранность, внутреннюю дисциплину, лучше осваивает новые знания и навыки.

 

  • Уверенность и компетентность

Уверенность строится на успехе. Постепенное усложнение деятельности формирует у ребенка готовность воспринимать и лучше усваивать новое. Уверенность, также основана на возможности допускать ошибки и не бояться их. Уважая усилия ребенка, учитель создает благоприятную среду для обучения и доверительного общения. В таких условиях дети могут экспериментировать и быть принятыми, даже потерпев неудачу. Ошибки и трудности являются важными элементами на пути к развитию усидчивости, адекватной самооценки, компетентности (я могу сделать это!). Ребенок растет в ощущении успеха, в доверии к самому себе, растет в уверенности в самом себе.

 

  • Сотрудничество

Уважение и вежливость в классе способствуют пониманию детьми своих желаний, а также желаний другого. Они сами решают, работать им в одиночку или вместе. В группе дети могут свободно практиковаться в сотрудничестве и оттачивать навыки «ведения переговоров», через выбор партнеров по игре. Ребята с самого раннего возраста обогащают свой словарный запас (в том числе пассивный). Они могут просить о помощи, принимать ее и учатся разрешать конфликты мирно и уважительно.

 

  • Внутренняя мотивация

Наши педагоги знают, что в каждом ребенке заложено естественное стремление к познанию, и самостоятельно выбранные занятия с материалами приносят ему большую радость. Внешние награды, такие как отметки, звезды, наклейки, а также другие формы похвалы подрывают в детях развитие внутренней мотивации и поэтому отсутствуют в нашей среде. Вместо этого наша программа и монтессори-материалы стимулируют естественное любопытство каждого ребенка и способствуют стремлению к исследованиям и открытиями. Свобода в выборе деятельности - развивает индивидуальность, инициативу и личную ответственность.

 

  • Образовательная часть

В монтессори-группе дети учатся учиться. Ребенок развивается интеллектуально, когда поддерживается его естественное любопытство, в таких условиях любовь к обучению способна сохраниться на всю жизнь. Обучение по монтессори-программе построено спиралеобразно, от простого задания, через получение опыта к постепенному и последовательному усложнению. Благодаря особенности монтессори-материалов дети получают вначале интуитивное, а затем когнитивное (интеллектуальное) понимание явлений и понятий. Особенность образовательной программы в том, что ребенок вначале устанавливает связи между дисциплинами, а затем интегрирует полученные знания и формирует новые навыки, что приводит к более глубокому пониманию мира.

 

  • Экологичное сознание

Личная ответственность формируется, в том числе, из осознавания причин и следствий, а также проявления уважения к личности и пространству другого человека. У детей закладывается основа к появлению экологичного сознания через понимание окружающего мира, а также того, что его необходимо беречь, поддерживать и гармонично жить в нем. Ребенок начинает осознавать, что каждое живое существо важно и значимо в более глобальном масштабе. В свою очередь понимание этого стимулирует каждого вносить собственный уникальный вклад в мир.

Таким образом, в процессе развития, ребенок проходит несколько этапов. Начиная от познания себя, к познанию мира и своего места в нем. Затем формируются взаимоотношения с миром и через понимание этого расцветает чувство благодарности. Подростку уже становится важно не просто быть, а быть значимым и вносить свой вклад в общее пространство жизни.

Ребенок в своем взрослении проходит следующие этапы:

- познать себя;

- познать мир и свое место в нем;

- выстроить отношения с миром, благодарность через понимание;

- внести свой вклад, и быть значимым, делиться.